Багри́цкий Эдуард Георгиевич (настоящая фамилия Дзюбин) (1895-1934), русский поэт. Поэзия, пронизанная романтическим пафосом бунта, анархической свободы, сильных людей, стихией Гражданской войны, драматизмом рождённых революцией социальных и нравственных конфликтов - стихотворения «Контрабандисты» (1927), поэмы «Дума про Опанаса» (1926), «Смерть пионерки» (1932).
* * *
БАГРИЦКИЙ Эдуард Георгиевич - БАГРИ́ЦКИЙ Эдуард Георгиевич (наст. фам. Дзюбин, Дзюбан) [22 октября (3 ноября) 1895, Одесса - 15 февраля 1934, Москва], русский поэт; в рамках «южного акмеизма (см. АКМЕИЗМ)» разрабатывал мотивы революционной романтики, вместе с другими крупными поэтами этой школы оказал значительное влияние на последующую советскую поэзию.
Родился в еврейской мещанской семье, закончил реальное училище и землемерные курсы. В 1917-18 недолгое время был в рядах Красной Армии на Персидском фронте, в 1919 - в бригаде агитпоезда, сочинял прокламации, частушки, подписи к плакатам; затем - в Особом партизанском отряде им. ВЦИК. После Гражданской войны сотрудник ЮГРОСТА, публикует стихи в газетах и журналах Одессы. В 1925, подобно многим одесским писателям, перебрался в Москву. Член литературных объединений «Перевал» (см. ПЕРЕВАЛ (литературная группа)), Литературный центр конструктивистов, РАПП (см. РАПП). Автор трех прижизненных сборников стихов: «Юго-запад», «Победители», «Последняя ночь».
Как поэт Багрицкий печатался с 1915 в одесских альманахах «Шелковые фонари», «Серебряные трубы», «Авто в облаках», «Седьмое покрывало», находясь под сильным влиянием И. Северянина (см. СЕВЕРЯНИН Игорь) и особенно Н. Гумилева (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович), в котором «потерял себя». Тогда же опубликовал «Гимн Маяковскому» (впоследствии разделявшему невысокое мнение о поэзии Багрицкого с А. Ахматовой (см. АХМАТОВА Анна Андреевна), О. Мандельштамом (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), С. Есениным (см. ЕСЕНИН Сергей Александрович)).
Стихи Багрицкого о «завоевателях дорог» и «веселых нищих», ретранслирующие поэтику «южных акмеистов», отличались образной яркостью, свежей интонацией, нетривиальной ритмикой и быстро вывели его в первый ряд поэтов революционного романтизма (Н. Тихонов (см. ТИХОНОВ Николай Семенович), М. Светлов (см. СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич), И. Уткин (см. УТКИН Иосиф Павлович), М. Голодный (см. ГОЛОДНЫЙ Михаил Семенович)). В начале 1920-х гг. Багрицкий активно пользовался материалом баллад Р. Бернса (см. БЕРНС Роберт), В. Скотта (см. СКОТТ Вальтер), Т. Гуда (см. ГУД Томас), А. Рембо (см. РЕМБО Артюр), но уже в первой его поэтической книге «Юго-запад» условно-романтические персонажи в «маскарадных костюмах», выписанных из Англии и Фландрии, соседствуют с героем поэмы «Дума про Опанаса» - замечательным лирическим эпосом, впитавшим стилистику «Гайдамаков» Т. Шевченко (см. ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич) и «Слова о полку Игореве (см. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ)». Плач по Опанасу - трагическое прозрение поэта, обнаружившего, что нет «третьего пути» в братоубийственной схватке, где палачу и жертве столь легко поменяться местами. Тогдашняя критика усмотрела в поэме «безыдейность», апологию анархистской вольницы, однако позже предельно идеологизированное и схематичное либретто одноименной оперы, опубликованное в первом выпуске горьковского альманаха «Год шестнадцатый» (1933), принесло Багрицкому официальное признание.
Первая книга отразила внутренний кризис Багрицкого перед лицом нэпа («Стихи о соловье и поэте», «От черного хлеба и верной жены...», «Ночь» и др.). Не включавшиеся им в прижизненные сборники «Стихи о поэте и романтике» (1925) констатируют исчерпанность прежних стихийно-романтических резервов постижения реальности. И однако кризис был преодолен - на путях социалистического «дисциплинированного» романтизма. В следующей книге стихов «Победители» (1932) традиционный для Багрицкого лирический ряд - «поэты, рыбаки и птицеловы» - вытесняется более актуально знаковой группой - «механики, чекисты, рыбоводы». Стихотворения «Весна, ветеринар и я», «Cyprinus carpio» проникнуты натурфилософией Н. Заболоцкого (см. ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич). На страницах книги «Юго-запад» лирический герой, накрытый «ночью Третьего отделенья», суеверно бежит памяти пяти повешенных декабристов. В стихотворении «ТВС» (из книги «Победители») в туберкулезном бреду рассказчику явлен сам Ф. Дзержинский (см. ДЗЕРЖИНСКИЙ Феликс Эдмундович), дабы поддержать и утвердить его в понимании правды века («Но если он скажет: «Солги», - солги. Но если он скажет: «Убей», - убей»).
Итоговая книга Багрицкого, «Последняя ночь» (1932), являет сложное смысловое единство трех поэм: «Последняя ночь» (лирическая биография поколения Первой мировой и Гражданской войн), «Человек предместья» (объяснение в холодной ненависти к мещанскому существованию) и «Смерть пионерки», где революционная романтика торжествует над христианством, материнским горем, гибелью ребенка.
Неоконченная поэма «Февраль» (1934), редко переиздаваемая и обойденная вниманием критики, посвящена путям еврейства в русской революции.